Александр Коваленин (kovalenin) wrote,
Александр Коваленин
kovalenin

«Хотя я против того, чтобы бить детей»


В День города мы собирали подписи за отклонение закона о криминализации родительских наказаний. Это было на ярмарке НКО, мэрия давала палатки организациям, чтобы себя показать. Поток людей большой, рядом сцена с орущей музыкой, многие идут мимо, не с каждым прохожим удаётся разговориться.

Подошла женщина, увидела в чём дело, подписалась. Потом как-то очень вдумчиво посмотрела на меня и сказала твёрдо:
– Но, я должна сказать: я против того, чтобы бить детей. Я своих детей ни разу не шлёпала!
– Так и я тоже. Почти. Но половина родителей шлёпает, и они теперь все под колпаком. Это же для того и делается, чтобы можно было забрать ребёнка почти у любого и отдать «в хорошие руки».
Женщина кивнула. Она понимает. Но ей было важно, чтобы и её правильно поняли – её протест против криминализации шлепков – не то же, что защита шлепков.

А вот противоположный, зато весёлый диалог.
– Нет, не буду подписывать! Я психолог, и знаю, что детей бить нельзя! – услышал я категорическую фразу и подошёл поближе. Это мой товарищ вступил в разговор с хозяйкой одной из палаток. Она представляла какую-то женскую организацию.
Женщина как-то напряглась, будто её втягивают в опасную политику.
– Так вы психолог?! – предложил я радостно. – Давайте поговорим о сравнении рисков традиционной и гуманной педагогики!
– Что значит «гуманная педагогика»?
– Педагогика без наказаний. Как профессионал, вы же понимаете, что свои трудности есть и в той, и в другой педагогике?
Психолог была не готова к такому пикетированию её лично, да ещё на её поле. Она на секунду опешила, потом сказала отрывисто и сердито:
– Воспитывает не педагогика, а семья!! – и отвернулась.
Мы весело посмеялись над этим остроумным ответом, отчего психолог ещё больше распсиховалась, и я стал её успокаивать:
– Да вы не горячитесь так…
Это её окончательно выбило из седла: успокаивать – это её роль! И успокаивать её принялась уже её подруга, на всякий случай извиняясь за неё перед нами.

Мы посмеялись, но я подумал: а ведь в каком-то – не индивидуальном, а общественном смысле – она права. Ни учёные, ни законодатели не могут навязывать семье конкретную педагогику. Семья – и есть тот институт, который в изменяющемся мире вырабатывает и транслирует педагогику, в результате которой и получается [...что?]...великий русский народ!

Tags: 116
Subscribe

Posts from This Journal “116” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “116” Tag