Александр Коваленин

kovalenin


История делается сегодня


Previous Entry Share Next Entry
Недовольны школой? Засучим рукава!
Александр Коваленин
kovalenin
На фото - активисты Новосибирского областного отделения РВС М.А.Волкова, А.В.Коваленин, А.Ю.Лапухин
22 сентября РВС-Новосибирск провело встречу с учителями и журналистами.
Целью ставилось:
1) проинформировать об итогах соц.опроса об образовании (АКСИО-6)
2) рассказать об итогах II Съезда Родительского всероссийского сопротивления,
3) объявить о следующих шагах, пригласить желающих включиться в работу.

[О II Съезде РВС]В отчётной части Съезда звучали доклады о нашей борьбе за семьи и семейную политику государства, о сопротивлению чуждым нам идеям и новшествам - бэби-боксам, гендерному подходу в образовании, внедрению понятия толерантности (последние два явления касаются уже и нашей области)...

Теперь о главном для нашей встречи - о второй части Съезда, посвящённой проблемам образования. Выступили не просто взволнованные родители, которые жалуются, что всё плохо. А выступили профессионалы, представители всех ступеней образовательной системы, в большинстве своём - заслуженные, именитые педагоги-практики. Вместе выступающие не просто дали уничтожающую оценку нашей системы образования, но и сделали это убедительно, доступно объясняя Съезду свои оценки, которые относились не только к отдельным частным вопросам, но и коренным принципам и направлениям реформы - например, пониманию образования как сферы услуг или вхождению в Болонский процесс.


Не буду пересказывать всю Резолюцию съезда. Обращу ваше внимание только на два момента.
   [1. Требуемый характер образования]В Резолюции говорится, что образование должно быть всеобщим (без разделения по уровням, профилям и достатку родителей), гармоничным, фундаментальным, разносторонним, системным. Многим из нас, уже давно покинувшим школу, это кажется банальностью, чем-то само собой разумеющимся. Однако по отношению к современной школе это слова остро полемические: именно от всего этого отказались «реформаторы» 90-х, а затем и современные «модернизаторы» российского образования. А то, что предложено взамен, всё больше обесценивает сам учительский труд - роль учителя постепенно сводится к роли оператора компьютерной программы.
   [2. Исторический опыт: исправить можно быстро]И второе. Со ссылкой на советский исторический опыт в Резолюции говорится о том, что образование можно восстановить в исторический короткий срок. Действительно, в начале 30-х на это понадобилось всего несколько лет, причём решающие шаги были сделаны за два года. При этом во главу угла была поставлена забота о рядовом учителе - о материальном обеспечении и методической помощи.
Но тогда была организующая сила ВКП(б), которая чётко и решительно формулировала, что нужно делать. Сегодня у нас нет такой партии. Но первый шаг - сформулировать, что нужно сделать, - мы с вами можем и должны взять на себя.

КТО ТАКИЕ “МЫ С ВАМИ”? [С одной стороны]
С одной стороны, это актив РВС. Когда мы собирали с делегатов от РВС и с выступающих предложения в Резолюцию, мы еще не знали результатов АКСИО. И то, что резолюция Съезда РВС и результаты столь представительного социологического опроса оказались так единодушны, крайне важно. Это дало нам уверенность, без которой и сегодняшняя встреча не могла состояться.
Уверенность в том, что РВС может представлять интересы большинства родителей и в вопросах образования.
Большинства, которое хочет дать своим детям серьёзное образование, готово требовать от детей необходимого для этого (посильного, разумеется) напряжения, а от системы - работы на повышение, а не на понижение.
Большинства, которое понимает, что не самое дальновидное решение - просто устроить своего ребёнка в относительно удачную школу, потому что в большой степени развитие каждого ребёнка зависит от развития всех детей - и значит, бороться надо за систему образования в целом.
Что бесперспективно просто ждать, что система восстановится в результате очередной кадровой перестановки, потому что прежде надо восстановить здоровые представления - и не только в головах, но и в опыте.
[С другой стороны]
С другой стороны, опрос дал важный результат: он показал, что и у учителей отношение к системе образования не намного лучше, чем у народа в целом. Только каждый пятый работник системы образования без оговорок уверен, что система служит тем целям, которым должна служить. Это значит, что работа, которую мы намерены организовать, имеет большой человеческий потенциал и среди учителей. Многие из них уже участвуют в своеобразном “учительском сопротивлении” - которое состоит не в том, чтобы выходить на забастовки (что может быть нелепее учительской забастовки?), а в том, чтобы вопреки реформам продолжать учить хорошо, отталкиваясь от высоких задач и методических принципов отечественной педагогики.

Таким образом, "мы с вами" - родители и учителя - оказываемся во многом солидарны, и эта солидарность даёт обществу рычаг, которым общество обязано воспользоваться.

СЪЕЗД ПОСТАВИЛ ЗАДАЧУ к июлю 2016 года предъявить обществу новую концепцию образования. Необходимый для этого путь мы должны пройти за короткий период - и пройти вместе с практиками, учителями. Это потребует постоянной интересной содержательной работы в течение некоторого времени в рамках неформального заинтересованного коллектива.
[Какой именно]Поэтому мы, региональное отделение РВС, понимаем свою роль в решении этой задачи так, что мы должны в своём регионе, в Новосибирской области, организовать постоянную рабочую группу (какой-нибудь очно-заочный клуб-семинар).
Эта группа могла бы начать свою работу с уяснения ситуации на месте - что на нашей земле творится. Какие элементы реформы в какой степени уже охватили нашу школу. Какой есть человеческий ресурс для возрождения хорошего образования. Кто у нас тут “работает на опережение реформ”, а кто мыслит и действует исходя из чувства человеческого и профессионального долга. Уже наблюдая некоторое время за тем, “что делается дома”, мы видим на всех этажах педагогической иерархии людей с разным внутренним отношением к вопросам школы.
Затем эта группа могла бы приступить к поиску способов решения наболевших проблем на практике.

Как построить эту постоянную работу, какие из задач мы хотим и можем на себя взять в нашем регионе, мы предлагаем обстоятельно обсудить на отдельном Круглом столе, который планируем провести через месяц-полтора с участием заинтересованных учителей, завучей, управленцев сферы образования, депутатов. Мы хотели бы, что будущий Круглый стол был не просто информирующим (как наша сегодняшняя встреча), а уже организующим, а может, в чём-то и результативным. Для этого надо чтобы какие-то предложения были уже предварительно нами проработаны, поэтому мы приглашаем желающих - родителей и особенно учителей - в рабочую группу, оргкомитет такого Круглого стола.
Мы понимаем, что некоторые учителя могут быть сердцем с нами и иметь опыт, которым хотели бы поделиться, но по понятным причинами не готовы участвовать в очных формах нашей работы. Мы найдём способ заочного участия в нашей работе, поэтому таких учителей просим тоже откликнуться.

Хочу предупредить - мы не начинаем совсем с нуля. Какой-то задел у нас уже есть. Наш актив ещё до Съезда внимательно разбирал отдельные краеугольные вопросы образования. Так что нас не лишат уже рассудка красивые речи какого-нибудь реформатора про то, что его идеи гуманны, личностно-ориентированы, развивающи; эти слова слишком часто оказываются одеждой голого короля. Мы зовём тех, кто хотя бы в общем разделяет положения Резолюции нашего Съезда и готов включиться во вдумчивую деятельность по исправлению ситуации.

[Предварительный перечень задач, которыми важно заняться]
Предварительно мы можем предложить перечень задач, которыми нам представляется важным заняться, хотя о нём пока можно говорить только с оговоркой, что он будет уточняться в результате общения с учителями. Это следующие вопросы:

1. Есть проблемы, в решении которых мы с учителями одинаково заинтересованы. Например, проблема дисциплины в школе или проблема трудового воспитания. Школа нуждается в устоях, принятых на уровне школьно-родительского партнёрства, зафиксированных в Уставе школы. Это прежде всего, позволит учителям получить необходимые рычаги и защититься от отдельных претензий “особенных родителей”. И поможет создать ту атмосферу в школе, которая необходима для сосредоточенного учебного труда, в чём заинтересовано и большинство родителей. (Интересно, что первые наши попытки двигаться в этом направлении показали высокую обоюдную заинтересованность учителей и родителей, но столкнулись с тем, что проще проблему решить не описанным путём налаживания школьно-родительского партнёрства, а через объявление школы экспериментальной площадкой, внедрения дежурств по школе как “инновации”!)

2. Другой вопрос - на слуху проблема перегруженности учителей отчётностью. Мы можем сесть и разобраться: насколько эта проблема действительно порождена нормативными документами и на каком уровне можно менять эти документы. Или это проблема в том, что завучи перекладывают на учителей свою работу?

3. Большой, почти наивный вопрос - насколько действительно школа автономна в отношении организации образовательного процесса. То есть, предположим, директор школы (вместе с родительским советом) хочет организовать в школе серьёзное обучение в лучших отечественных традициях. Что он может, что ему мешает? Нужны особые административные условия? Межшкольные методические советы для проработки программ и методик?

4. Связанный с этим вопрос - влияние на школу органов управления образованием и других внешних по отношению к школе институтов. В какой части оно благотворно, в какой вредно.
Это касается и разнарядок гороно, вроде той, что “надо провести во всех школах уроки толерантности”, и содержания курсов “усовершенствования”, и смысла бюджетных программ, которыми областной Минобраз соблазняет школы, потому что с ними идут деньги.

5. Необходимо заслушивать и внимательно изучать опыт всякой самоорганизации людей, уходящих из школы в экстернат ради хорошего образования. Такие люди несут с собой заряд критики школы, которую надо осмысливать, а в формах их организации могут быть здоровые ростки, будущих организационных и методических альтернатив.

6. Необходимо провести обстоятельную собственную экспертизу учебников. Для этой задачи нам нужны заинтересованные учителя-предметники. С другой стороны, это задача не требует собирать именно региональный рабочий коллектив, её можно распределить по всей организации. Важно, однако, сразу заметить, что речь идёт не о голосованиях по принципу “нравится - не нравится”, а про обстоятельную работу, начиная с восстановления смысла учебника, его правильной роли в образовательном процессе, формулированию требований к учебнику, и потом уже переходя к оценке действующих безобразий. Нам надо искать формы и способы работать и по тем хорошим учебникам, которые были допущены ещё Министерством просвещения СССР.

7. Такой серьёзный исторический и теоретический подход нам необходим ко всем вопросам, так как наша конечная цель обозначена в Резолюции Съезда - к июлю выйти на альтернативную концепцию образования. В частности, на нашем клубе-семинаре мы собираемся критически рассмотреть историю педагогических идей - какие новшества влияли благотворно, какие снижали качество преподавания. Уже хорошо видно, что сейчас внедряется много такого "нового", которое является хорошо и заслуженно забытым старым.


Posts from This Journal by “Образование” Tag


  • 1
Очень важная работа!

Фигня.
Начинать надо с простого: отказаться от концепции ОБЯЗАТЕЛЬНОГО (тюремно-принудительного) образования - раз, и от принципа СТОПРОЦЕНТНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ (любому честному человеку понятно, что это - очковтирательство), и перестать заставлять учителей натягивать тройки там, где ставить надо лодырю кол с минусом, а потом просто и честно пинком выгонять из школы.
Пока этого не будет - все ваши начинания будут чистой лажей.

Очковтирательство - не надо.
Отказаться от успеваемости можно двумя способами: 1) требованиями к ученику? 2) "не понял - сам виноват, два!". Вы за какой?
Ну и обязательное образование - вы его отмените, и сразу... что исправится в лучшую сторону?

"Ну и обязательное образование - вы его отмените, и сразу... что исправится в лучшую сторону?"
Объясняю.
Вместо "обязательного" нужно ввести "общедоступное".
То есть , хочешь учиться - это единственное условие! - хочешь? - к твоим услугам все: и школы, и учителя, и библиотеки, и оборудование, только учись! НО! Если ты ходишь в школу балдеть, если ты не учишься, а нарушаешь дисциплину, хаимишь и дерешься - вот тебе Бог, а вот порог. Отчисляем с волчьим билетом. Если передумал и захотел продолжить учебу - только ремесленное училище, после которого - никаких бесплатных вузов, а иди-ка к станку. Сам не хотел? Тебя увещевали? Ну вот и допрыгался. Образование - будет, но - специфическое.

Всё это как-то эмоционально понятно, видно что у вас наболело.
Но это отношение к ребёнку не как к ребёнку. Вы его хотите наказать на всю жизнь за то что в детстве ему не открылся интерес учиться!
А кто должен этот интерес в нём разбудить, если не школа? Конечно, и родители тоже должны стараться напрягать. Но школа-то - это что? тусовка? отработка? загон для тех кто лишь бы не хулиганил? Или храм знаний, где труд открывает тайны?

"Но школа-то - это что? тусовка? отработка? загон для тех кто лишь бы не хулиганил?"
Вопрос поставлен правильно.
В настоящее время, благодаря вот такой чрезмерной снисходительности к беснующимся гопникам и отпетым лодырям, школа превратилась именно в пеницитарное учреждение для малолетней шпаны - пусть лучше беснуются в ее стенах, чем хулиганят на улицах.
А куда податься добропорядочному ребенку, который не в загон для малолетней шпаны хочет, а именно в храм знаний и именно учиться - об этом подумать забыли.
Утверждать, что школы нынче - храм знаний, это означает просто выдавать желаемое за действительное.
Дело ведь в том, что такой вот "ребеночек" беснуется 11 лет подряд, и все с упорством, достойным лучшего применения, ждут и ждут - ну когда же наконец проснется в нем желание учиться? Но вместо этого желание учиться "засыпает" в других детях, которые справедливо задаются вопросом: вот Петя честно учил, получил тройку, да, но он учил и чесно что-то знает. А вот Вася балдел, не знает вообще ничего - ему тоже тройка. И зачем тогда учиться вообще? Тройка-то будет по-любому. И это разлагает класс: если вначале был один Петя, то очень скоро - дурной пример -заразителен - глядишь, уже не учится треть класса...

Edited at 2015-09-29 09:40 am (UTC)

Ну вот, а вы начали со слова "фигня".
А ведь эта проблема - навести порядок - и была поставлена первой и в нашем перечне злободневных проблем. И в общем, рычаги описаны. Включая ваш, может быть. Нужен опыт - обсуждать детали и начинать пробовать. А в том, что и родители, и учителя будут "за" - можно уже не сомневаться.
Просто сразу выписаны и некоторые другие проблемы.

"Отказаться от успеваемости можно двумя способами: 1) требованиями к ученику? 2) "не понял - сам виноват, два!". Вы за какой?"

Не совсем поняла, что вы написали. Но поясняю.
Я сейчас не говорю о честных троечниках, которые чего-то там не поняли. Этим надо помогать, объяснять и проч.
Я говорю об отпетых лодырях, которые месяцами и годами не открывают учебника, годами не выполняют домашних заданий, на контрольной сдают пустой лист с фамилией, и все равно... имеют тройку.
Это - нормально, по вашему?!

Вы меня правильно поняли. И в этом я с вами согласен.
От этого и учителя страдают, лишаясь рычагов влияния, когда их вынуждают ставить тройки. Оценка должна быть честной.
Но целью должно быть всё-таки такое влияние, чтобы заставить ученика напрягаться.


Конечно. Но как вы собираетесь это сделать?
Для начала, я же говорю - хотя бы устранить эту политику фальшивых троек. А там уже и думать о дальнейших воздействиях. Потому что когда такой лодырь на уроке стоит на ушах, а бедная учительница пол-урока не преподает предмет, а вынуждена утихомиривать малолетнего хулигана - тут уж не до творческого подхода к другим, заставить бы этого заткнуться...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account