Александр Коваленин (kovalenin) wrote,
Александр Коваленин
kovalenin

Category:

Недовольны школой? Засучим рукава!

На фото - активисты Новосибирского областного отделения РВС М.А.Волкова, А.В.Коваленин, А.Ю.Лапухин
22 сентября РВС-Новосибирск провело встречу с учителями и журналистами.
Целью ставилось:
1) проинформировать об итогах соц.опроса об образовании (АКСИО-6)
2) рассказать об итогах II Съезда Родительского всероссийского сопротивления,
3) объявить о следующих шагах, пригласить желающих включиться в работу.

[О II Съезде РВС]В отчётной части Съезда звучали доклады о нашей борьбе за семьи и семейную политику государства, о сопротивлению чуждым нам идеям и новшествам - бэби-боксам, гендерному подходу в образовании, внедрению понятия толерантности (последние два явления касаются уже и нашей области)...

Теперь о главном для нашей встречи - о второй части Съезда, посвящённой проблемам образования. Выступили не просто взволнованные родители, которые жалуются, что всё плохо. А выступили профессионалы, представители всех ступеней образовательной системы, в большинстве своём - заслуженные, именитые педагоги-практики. Вместе выступающие не просто дали уничтожающую оценку нашей системы образования, но и сделали это убедительно, доступно объясняя Съезду свои оценки, которые относились не только к отдельным частным вопросам, но и коренным принципам и направлениям реформы - например, пониманию образования как сферы услуг или вхождению в Болонский процесс.


Не буду пересказывать всю Резолюцию съезда. Обращу ваше внимание только на два момента.
   [1. Требуемый характер образования]В Резолюции говорится, что образование должно быть всеобщим (без разделения по уровням, профилям и достатку родителей), гармоничным, фундаментальным, разносторонним, системным. Многим из нас, уже давно покинувшим школу, это кажется банальностью, чем-то само собой разумеющимся. Однако по отношению к современной школе это слова остро полемические: именно от всего этого отказались «реформаторы» 90-х, а затем и современные «модернизаторы» российского образования. А то, что предложено взамен, всё больше обесценивает сам учительский труд - роль учителя постепенно сводится к роли оператора компьютерной программы.
   [2. Исторический опыт: исправить можно быстро]И второе. Со ссылкой на советский исторический опыт в Резолюции говорится о том, что образование можно восстановить в исторический короткий срок. Действительно, в начале 30-х на это понадобилось всего несколько лет, причём решающие шаги были сделаны за два года. При этом во главу угла была поставлена забота о рядовом учителе - о материальном обеспечении и методической помощи.
Но тогда была организующая сила ВКП(б), которая чётко и решительно формулировала, что нужно делать. Сегодня у нас нет такой партии. Но первый шаг - сформулировать, что нужно сделать, - мы с вами можем и должны взять на себя.

КТО ТАКИЕ “МЫ С ВАМИ”? [С одной стороны]
С одной стороны, это актив РВС. Когда мы собирали с делегатов от РВС и с выступающих предложения в Резолюцию, мы еще не знали результатов АКСИО. И то, что резолюция Съезда РВС и результаты столь представительного социологического опроса оказались так единодушны, крайне важно. Это дало нам уверенность, без которой и сегодняшняя встреча не могла состояться.
Уверенность в том, что РВС может представлять интересы большинства родителей и в вопросах образования.
Большинства, которое хочет дать своим детям серьёзное образование, готово требовать от детей необходимого для этого (посильного, разумеется) напряжения, а от системы - работы на повышение, а не на понижение.
Большинства, которое понимает, что не самое дальновидное решение - просто устроить своего ребёнка в относительно удачную школу, потому что в большой степени развитие каждого ребёнка зависит от развития всех детей - и значит, бороться надо за систему образования в целом.
Что бесперспективно просто ждать, что система восстановится в результате очередной кадровой перестановки, потому что прежде надо восстановить здоровые представления - и не только в головах, но и в опыте.
[С другой стороны]
С другой стороны, опрос дал важный результат: он показал, что и у учителей отношение к системе образования не намного лучше, чем у народа в целом. Только каждый пятый работник системы образования без оговорок уверен, что система служит тем целям, которым должна служить. Это значит, что работа, которую мы намерены организовать, имеет большой человеческий потенциал и среди учителей. Многие из них уже участвуют в своеобразном “учительском сопротивлении” - которое состоит не в том, чтобы выходить на забастовки (что может быть нелепее учительской забастовки?), а в том, чтобы вопреки реформам продолжать учить хорошо, отталкиваясь от высоких задач и методических принципов отечественной педагогики.

Таким образом, "мы с вами" - родители и учителя - оказываемся во многом солидарны, и эта солидарность даёт обществу рычаг, которым общество обязано воспользоваться.

СЪЕЗД ПОСТАВИЛ ЗАДАЧУ к июлю 2016 года предъявить обществу новую концепцию образования. Необходимый для этого путь мы должны пройти за короткий период - и пройти вместе с практиками, учителями. Это потребует постоянной интересной содержательной работы в течение некоторого времени в рамках неформального заинтересованного коллектива.
[Какой именно]Поэтому мы, региональное отделение РВС, понимаем свою роль в решении этой задачи так, что мы должны в своём регионе, в Новосибирской области, организовать постоянную рабочую группу (какой-нибудь очно-заочный клуб-семинар).
Эта группа могла бы начать свою работу с уяснения ситуации на месте - что на нашей земле творится. Какие элементы реформы в какой степени уже охватили нашу школу. Какой есть человеческий ресурс для возрождения хорошего образования. Кто у нас тут “работает на опережение реформ”, а кто мыслит и действует исходя из чувства человеческого и профессионального долга. Уже наблюдая некоторое время за тем, “что делается дома”, мы видим на всех этажах педагогической иерархии людей с разным внутренним отношением к вопросам школы.
Затем эта группа могла бы приступить к поиску способов решения наболевших проблем на практике.

Как построить эту постоянную работу, какие из задач мы хотим и можем на себя взять в нашем регионе, мы предлагаем обстоятельно обсудить на отдельном Круглом столе, который планируем провести через месяц-полтора с участием заинтересованных учителей, завучей, управленцев сферы образования, депутатов. Мы хотели бы, что будущий Круглый стол был не просто информирующим (как наша сегодняшняя встреча), а уже организующим, а может, в чём-то и результативным. Для этого надо чтобы какие-то предложения были уже предварительно нами проработаны, поэтому мы приглашаем желающих - родителей и особенно учителей - в рабочую группу, оргкомитет такого Круглого стола.
Мы понимаем, что некоторые учителя могут быть сердцем с нами и иметь опыт, которым хотели бы поделиться, но по понятным причинами не готовы участвовать в очных формах нашей работы. Мы найдём способ заочного участия в нашей работе, поэтому таких учителей просим тоже откликнуться.

Хочу предупредить - мы не начинаем совсем с нуля. Какой-то задел у нас уже есть. Наш актив ещё до Съезда внимательно разбирал отдельные краеугольные вопросы образования. Так что нас не лишат уже рассудка красивые речи какого-нибудь реформатора про то, что его идеи гуманны, личностно-ориентированы, развивающи; эти слова слишком часто оказываются одеждой голого короля. Мы зовём тех, кто хотя бы в общем разделяет положения Резолюции нашего Съезда и готов включиться во вдумчивую деятельность по исправлению ситуации.

[Предварительный перечень задач, которыми важно заняться]
Предварительно мы можем предложить перечень задач, которыми нам представляется важным заняться, хотя о нём пока можно говорить только с оговоркой, что он будет уточняться в результате общения с учителями. Это следующие вопросы:

1. Есть проблемы, в решении которых мы с учителями одинаково заинтересованы. Например, проблема дисциплины в школе или проблема трудового воспитания. Школа нуждается в устоях, принятых на уровне школьно-родительского партнёрства, зафиксированных в Уставе школы. Это прежде всего, позволит учителям получить необходимые рычаги и защититься от отдельных претензий “особенных родителей”. И поможет создать ту атмосферу в школе, которая необходима для сосредоточенного учебного труда, в чём заинтересовано и большинство родителей. (Интересно, что первые наши попытки двигаться в этом направлении показали высокую обоюдную заинтересованность учителей и родителей, но столкнулись с тем, что проще проблему решить не описанным путём налаживания школьно-родительского партнёрства, а через объявление школы экспериментальной площадкой, внедрения дежурств по школе как “инновации”!)

2. Другой вопрос - на слуху проблема перегруженности учителей отчётностью. Мы можем сесть и разобраться: насколько эта проблема действительно порождена нормативными документами и на каком уровне можно менять эти документы. Или это проблема в том, что завучи перекладывают на учителей свою работу?

3. Большой, почти наивный вопрос - насколько действительно школа автономна в отношении организации образовательного процесса. То есть, предположим, директор школы (вместе с родительским советом) хочет организовать в школе серьёзное обучение в лучших отечественных традициях. Что он может, что ему мешает? Нужны особые административные условия? Межшкольные методические советы для проработки программ и методик?

4. Связанный с этим вопрос - влияние на школу органов управления образованием и других внешних по отношению к школе институтов. В какой части оно благотворно, в какой вредно.
Это касается и разнарядок гороно, вроде той, что “надо провести во всех школах уроки толерантности”, и содержания курсов “усовершенствования”, и смысла бюджетных программ, которыми областной Минобраз соблазняет школы, потому что с ними идут деньги.

5. Необходимо заслушивать и внимательно изучать опыт всякой самоорганизации людей, уходящих из школы в экстернат ради хорошего образования. Такие люди несут с собой заряд критики школы, которую надо осмысливать, а в формах их организации могут быть здоровые ростки, будущих организационных и методических альтернатив.

6. Необходимо провести обстоятельную собственную экспертизу учебников. Для этой задачи нам нужны заинтересованные учителя-предметники. С другой стороны, это задача не требует собирать именно региональный рабочий коллектив, её можно распределить по всей организации. Важно, однако, сразу заметить, что речь идёт не о голосованиях по принципу “нравится - не нравится”, а про обстоятельную работу, начиная с восстановления смысла учебника, его правильной роли в образовательном процессе, формулированию требований к учебнику, и потом уже переходя к оценке действующих безобразий. Нам надо искать формы и способы работать и по тем хорошим учебникам, которые были допущены ещё Министерством просвещения СССР.

7. Такой серьёзный исторический и теоретический подход нам необходим ко всем вопросам, так как наша конечная цель обозначена в Резолюции Съезда - к июлю выйти на альтернативную концепцию образования. В частности, на нашем клубе-семинаре мы собираемся критически рассмотреть историю педагогических идей - какие новшества влияли благотворно, какие снижали качество преподавания. Уже хорошо видно, что сейчас внедряется много такого "нового", которое является хорошо и заслуженно забытым старым.

Tags: Образование, РВС, Школа
Subscribe

Posts from This Journal “Образование” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “Образование” Tag