?

Log in

No account? Create an account
Александр Коваленин

kovalenin


История делается сегодня


Previous Entry Share Next Entry
Врут даже в стандарте!
Александр Коваленин
kovalenin

Речь о Стандарте дошкольного образования, творении А. Г. Асмолова и КO. В нём, полагаю, раскрывается смысл уродливого слова «Детствосбережение» из Национальной стратегии действий в интересах детей.

Смысл, как я понял, в том, что если вы говорите ребёнку «ты молодец, ты уже совсем большой» — вы, по-видимому, неправильно смотрите на детство. Не по стандарту. Детство не нужно рассматривать как время, когда становятся большими. Оно самоценно!

Цитата:

1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные [принципы]принципы:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Эти странные (подберите более точное слово) принципы лучше обсуждать воспитателю. Здесь хочу обратить внимание на приведённые их основания. Перечитайте начало цитаты и скажите: вы верите, что в основе Конституции и других уважаемых документов заложены принципы «разнообразия детства» и «реализации Программы в форме игры»?!

Я попробовал убедиться.

1. Конвенция о правах ребёнка в очередной раз оказалась не виновата. Она не содержит даже самих слов «детство», «гуманистичный», «ориентированный». А про игры говорится только о «праве ребёнка… участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту». Никак не о запрете с ним общаться иначе чем через игру.

2. В Конституции слово «разнообразие» относится только к водным экосистемам, слова «самоценность», «игра», «личность» не употребляются. Да, «человек и гражданин» есть, «личности» нет. А надо? «Человек» тоже звучит гордо.

3. В законодательстве поиск находит слово «самоценность» во ФГОС начального образования 2009 года: «самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования». Забавно всё же: «самоценность» или «как фундамент»? Про «форму игры», «игровую форму», «разнообразие детства» тоже ничего не находится.

Вывод: приведённые положения — идеи самого Стандарта, вовсе не основанные на перечисленных документах. Нас грубо обманывают. Стандартно.

Из справки об А. Г. Асмолове в Википедии:
— директор Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ;
— заведующий лабораторией Центр психологии и педагогики толерантности Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования;
— главный редактор журнала «Педология» (1999–2004);
— гл. редактор журнала «Век толерантности»;
— главный редактор журнала «Образовательная политика»;
— член Международного общества культурно-деятельностных исследований ISCAR,
— научный руководитель ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления».


  • 1
Надо же эти новообразования к чему-то привязать. Они ведь не могут возникнуть ни откуда. И нельзя же ведь сказать: мы решили уничтожить старую систему и тупо внедряем гибрид европейской и американской системы образования.

> значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

Плох тот ребенок, который не хочет стать взрослым. А Стандарт, видимо, нацелен на инфантилизацию населения. Детьми проще рулить. Как это у Достоевского было:

"О, мы убедим их наконец не гордиться, ибо ты вознес их и тем научил гордиться; докажем им, что они слабосильны, что они только жалкие дети, но что детское счастье слаще всякого. Они станут робки и станут смотреть на нас и прижиматься к нам в страхе, как птенцы к наседке. Они будут дивиться и ужасаться на нас и гордиться тем, что мы так могучи и так умны, что могли усмирить такое буйное тысячемиллионное стадо. Они будут расслабленно трепетать гнева нашего, умы их оробеют, глаза их станут слезоточивы, как у детей и женщин, но столь же легко будут переходить они по нашему мановению к веселью и к смеху, светлой радости и счастливой детской песенке. Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь как детскую игру, с детскими песнями, хором, с невинными плясками. О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить".

Edited at 2015-07-05 05:18 pm (UTC)

  • 1