Александр Коваленин (kovalenin) wrote,
Александр Коваленин
kovalenin

Всеволод Чаплин: «Наша тема — всё, господа. Вот теперь как»

Интервью прот. Всеволода Чаплина, которое Кураев использовал для нападок на Патриарха, порадовало. Я, каюсь, и сам воспринимал отца Всеволода скорее как просто выразителя официальной позиции Церкви.

Но в интервью раскрывается его живое переживание - и оно об Истории. Это раскрытие невозможно было бы без важнейшего: Церковь теперь ощущает себя по-новому, раскрепощаясь для своей миссии о всём мире.

Предлагаю не обсуждать детали того, как неэкономист говорит об экономике, неполитик о политике, неисторик об истории. А просто почувствовать настрой. Это дух Церкви действующей, «тема которой – всё», потому что всерьёз целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира. Дух активного, Красного Православия и Православного социализма.

То, что при этом в иных деталях мы расходимся, сейчас второстепенно, ибо дух творит форму, и практика нас объединит.

Далее - фрагменты интервью. Вопросы задают Красовский и Cобчак.


К: Давайте тогда вернёмся к выбору святого князя Владимира. Святой князь Владимир выбирает, в общем, нечто утилитарное. Он выбирает товар. Он выбирает: быть с Западной Европой или быть с Византийской империей.

Прот.Всеволод: По-моему, его выбор был гораздо менее рационален, чем это потом разложили на части. …Не думаю я, что здесь был только расчёт. Вообще, самые сногсшибательные истории успехов в мировых процессах — это истории безнадёжности: еврейская история, протестанты, которые создали Америку. Тут не было расчёта. Когда ты присоединяешься к сильному, ты обычно проигрываешь. А когда вдруг понимаешь, что у тебя есть возможности своей, цинично говоря, игры, а правильно говоря, миссии, у тебя гораздо больше получается.
Да, Византия, то есть Восточная Римская империя была тогда сильным государством. Наверное, хазары были, в принципе, не слабые. Большая была штука, да, с меньшей там исторической укоренённостью и так далее. Запад тоже был неслабым тогда, да? Расчёт был не главным, потому что человек увидел идею, некую поступь истории. Он на самом деле тогда одержал над ними победу.

К: А сейчас-то зачем выбирать православие?

Прот.Всеволод: А вот затем же: чтобы перевернуть историю.

К: Снова?

Прот.Всеволод: Снова, конечно. Россия без глобальной миссии — это чушь.

С: Так какая сегодня миссия у России?

Прот.Всеволод: Изменить историю. Сделать её основанной не на общественном договоре, а на Божьей правде. Во всем: в экономике, в политике.

К: А это как? Ну, по пунктам? Что такое «Божья правда» в экономике?

Прот.Всеволод: ...Предложить другую систему: отказа от процентов. Нам это по силам. Мы предложили экономическую систему социализма. И если бы не военное влияние на ситуацию со стороны Запада… …Эту ситуацию решили не экономическими методами, а методами военного и политического давления. Иначе социализм бы уже был во всем мире, потому что это лучший строй.

С: То есть вы — люди, которые были гонимы в коммунистические времена, — защищаете социализм?

Прот.Всеволод: Конечно, социализм нам нравится. Эту систему нужно было освободить от атеизма. Это правовая система, которая была основана на христианской контуиции.

К: То есть, ежели социализм, то есть экономическое учение Маркса, объединить с государственным православием, получится идеальная система?

Прот.Всеволод: Объединить с сильной центральной властью, которая всегда собственно православные традиции выражала.

К: Сильная центральная власть была все эти годы — Сталин был…

Прот.Всеволод: Да. И это была как раз православная модель. В ней неправильным было только безбожие. Сильная центральная власть и мощный акцент на справедливость. В том числе экономическую и социальную. Это была православная модель. Я даже думаю, что, если бы не было революции 1917 года, некая форма социализма возникла бы в России

...

К: Прагматики не имеют права принимать участие в управлении Россией?

Прот.Всеволод: Они имеют право участвовать в управлении Россией, но они не имеют права говорить, что их идеи — это безальтернативные законы, по которым должна жить страна.

Прот.Всеволод: В прагматической линейке вообще никто не имеет такого права. А вот высшая власть имеет. «Таково наше видение, так велит Бог».

...

С: Ну, понятно. Вы просто ссылаетесь на социалистическую модель в Советском Союзе, что «если бы усы Ивана Ивановича, да к ушам Ивана Петровича». А я не понимаю, зачем вообще туда смотреть — в прошлое. Есть современность. Есть скандинавские страны, где прекрасно реализована социальная социалистическая модель — Швеция, Норвегия.

Прот.Всеволод: Это тоталитарные страны. У них там меньше свободы, чем у нас. Скажешь, что однополые браки — это плохо, и тебя посадят в тюрьму.

К: Так или иначе мы все равно приходим к теме пид**сов.

С: Общая-то суть ясна: там высокий уровень ВВП, хорошее качество жизни, хорошая экология, все живут примерно на одном уровне.

Прот.Всеволод: Нет там свободы.

К: Нет свободы — это значит, что пид*ров вешать не дают?

Прот.Всеволод: Это возможность построить такую экономическую модель, которая была в Советском Союзе, то есть полностью своя банковская система, возможность не зависеть ни от Уолл-стрит, ни от Центробанка.

К: То есть финансовая изоляция?

Прот.Всеволод: Почему обязательно изоляция? Независимый проект — это не изоляция, а попытка глобальной конкуренции. Попытка выстроить другой мир… …Самое главное — производство смыслов… Не обязательно иметь материальный результат. Смысл важнее.

С: То есть мы будем мировую экономику строить на смыслах?

Прот.Всеволод: А будут смыслы — закрутится и промышленность, и интеллектуальная сфера гораздо быстрее.

...

Прот.Всеволод: Самый главный враг России сегодня — это не НАТО и не Америка. Это обыватель, которого нужно вытащить из его норы. Надо его убедить в том, что жить только ради кошелька и брюк неинтересно.

К: Как будете убеждать?

Прот.Всеволод: Словом.

К: Серьёзно?! Вам никто не поверит.

С: Вы будете выступать против кошелька и брюк, а сидите откормленный, в золотом кресте и в таких хороших штанах. Как это получается: пчелы против меда?

Прот.Всеволод: Ну, я родился толстым, очевидно, толстым и умру — есть такая беда. А так вы знаете, как-то что-то считаю себя вправе говорить, что умеренность лучше, чем неумеренность, и жить ради земных вещей точно глупо.

К: Жить комфортно — глупо?

Прот.Всеволод: Жить ради того, что кончается, глупо. А комфортно — плохо.

К: ...То есть братоубийственная война в Украине — это хорошо? Ополченцев благословляете?

Прот.Всеволод: Ещё раз, война — это всегда плохо, но лучше война, чем сытая самоуспокоенность. Лучше страдания, чем горделивая самоуверенность. Лучше война, чем несправедливый мир.

К: А Россия должна проводить такую военную экспансию по всему миру?

Прот.Всеволод: Думаю, что нет. Смысл важнее. При помощи смыслов можно приобрести гораздо больше и людей, и территорий, что у нас всегда и получалось, кстати. Нужно уметь защищаться, но военная агрессия обычно всегда кончалась плохо для того народа, который ее развязал. Я боюсь, что для нынешней западной цивилизации, которая действует военной силой на самом деле, это тоже кончится плохо. Агрессоры всегда плохо кончали в истории.

К: А почему вы все время говорите про мировые экономические центры власти? Вы же про Бога должны быть!

С: Это же не ваша тема.

Прот.Всеволод: Наша тема — всё, господа. Вот теперь как.

Tags: Православный социализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments